Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой – декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами.
Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью.
В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.
Хохломская роспись: история становления и развития промысла
Родина хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Выточенные из легкой сухой древесины чашки, братины (Бра́тина — сосуд для питья, предназначенный, как указывает и само название, для братского, товарищеского питья; братина имела вид горшка с покрышкою; была медной или деревянной), солонки мастера делали похожими на драгоценные золотые изделия и украшали орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.
Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома – крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в характерной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать хохломой.
Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII – начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церкви.
Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры.
Хохлома весьма разнообразна, однако по приему письма ее принято делить на два основных вида росписи – «верховую» и «фоновую».
Особенностью «верховой» росписи – нанесение изображения мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающийся сквозь легкий ажурный рисунок, делает рисунок похожим на золотое. Тонкие ритмичные узоры с мотивами трав, ягод, колосьев, цветов свободно размещается на поверхности предмета. К типу «верховой» росписи относятся композиции под «листок», со стеблями, вокруг которых располагаются листья, написанные плотными, крупными мазками зеленой и желтой краски, и мелкие красные ягоды.
При «фоновой» росписи золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер первоначально наводит кистью контуры элементов композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая роспись, он добавляет травную приписку – легкий узор из трав и листьев, нанося его уже поверх фона.
Свежие комментарии